en Связь Карта сайта
Мы в социальных сетях:

Подберите себе оптимальный вариант активного тура по Алтаю!

 

 










Пригодится в пути!

Карты и схемы Алтая и Белокурихи!
Фотоальбом
печать страницы

Бублики

Желание пройти всё более сложные реки стимулировало инженерную мысль беспокойных водников. Требовались новые суда — рождались новые идеи. Нужна была такая конструкция, которая бы обеспечивала максимально безаварийный сплав. И вот появился бублик — специальное судно для очень сложных рек. Заметьте, что бублик практически невозможно перевернуть!


Бублику — место!

БубликВсем хорошо известны такие суда, как байдарки, каяки, катамараны, плоты, рафты. Управление каждым из них требует разного уровня мастерства. Каяки и каноэ, например, управляются лучше других судов. Сплав на них самый "острый" и самый спортивный. На них можно пройти высокие водопады даже при большом расходе. Но управление малым требует профессионализма и регулярных тренировок. И даже при этом прохождение особенно сложных участков занимает много времени.

Катараманарам легко придать положительную скорость, а их маневренность зависит не только от обводов, но и объема. Как правило, чем меньше катамаран, тем лучше он управляется. Сплав при этом получается более интересным и спортивным. При увеличении объема судно становится более "живучим" на реках с большим расходом, но управляется существенно хуже. Еще менее маневренное судно — рафт. А пределом неуправляемости является прыжок с водопада в обычной бочке. Вряд ли можно считать это спортивным достижением, хотя и такой вариант прохождения препятствия имеет право на существование.

Бублик. Прохождение Карагемского прорываВозникает резонный вопрос: какое же место в этом длинном списке занимает бублик? Отношение к нему в туристких кругах неоднозначное. Ставится вопрос, можно ли считать спортивным достижением прохождение реки (препятствия) на бублике? Сомнение вызывают его управляемость и способность чалиться (причаливать к берегу). О чалке Бублика есть разные мнения. Одни говорят, что он чалится очень хорошо, другие — что это одно из его слабых мест и нужна специальная команда чальщиков. Зная конструкцию бублика, скорее будешь склоняться к последнему мнению. Но ведь всё относительно! Вероятно, многое зависит и от реки, и от экипажа, влияет на оценку и сравнение с другими судами, идущими в группе…


Что же представляет собой бублик?
Название этого плавсредства полностью отражает суть его конструкции. Это судно действительно состоит из двух огромных надувных "бубликов" или колес, соединенных деревянной или дюралевой рамой. Длина соединяющей рамы больше, чем диаметр колеса. Судно обычно движется короткой стороной вперед. Человек сидит и гребет однолопастным веслом поперек потока, смещая бублик вправо или влево. При необходимости бублик можно развернуть и грести вдоль струи. И, конечно, придать положительную скорость столь инертной посудине практически невозможно.

Это плавсредство неплохо управляется, ведь у него очень маленькая осадка. Как и плот с честером (чекстером), бублик не развивает положительной скорости, но очень хорошо смещается из стороны в сторону.

В отличие от катамарана, бублик в бочках замедляет движение ("тормозится"), что тоже немаловажно для того, чтобы успеть сделать управляющий гребок и выдержать линию движения в последующей части порога. Правда, в больших бочках бублик "клинит", так что нередко приходится применять гидропарашют, чтобы выбраться из бочки. Управляться бублик престает почти вовсе, когда на нем проходят суперсложный участок. Тогда просто некогда "гребануть" и главное, чтобы судно "вывезло". Но при этом можно преодолеть ох какие сложные препятствия!


БубликКарабубер, какабибер…
Когда же и при каких обстоятельствах на свет появился первый бублик? В 1986 году группа из Новокузнецка под руководством Герасимова шла по Китою на честерах. Баллоны одного из Честеров изготовили с особенно высоко задранными концами, чтобы защитить спины гребцов от ударов о скалы. И вот за кружкой чая один парень в шутку предложил замкнуть круг баллона, сделав колесо. Погалдели да забыли. Но, вернувшись домой, Герасимов с Эриксоном засели за чертежи. К весне изготовили первый бублик и привезли его на "Чуя-ралли-87".народ подивился, но никто новым средством сплава особо загорелся. А первое имя у бублика было "карабубер" — в честь человека по фамилии Карабибер, которому всегда выпадало накачивать баллоны…


Там, где пехота не пройдет…
Сейчас на бубликах ходят в основном сибиряки. Может, по причине того, что бублики делают в Сибири? А может, потому, что сложные реки сосредоточены именно в этом районе? А сложные реки как раз для этого судна.

На спокойной воде бублик — абсолютно бесполезная вещь, на нем невозможно грести ни лагом, ни по ходу. У него огромная парусность и, если дует встречный ветер, тащить его можно только на буксире. Даже обычные "шестерки" (реки шестой категории сложности) вряд ли стоить ходить на бубликах. Там интереснее на других судах, бублик же такие реки просто "давит".

Бублик. Прохождение Карагемского прорываПо-настоящему необходим бублик становится там, где не может пройти больше ничто. К примеру, на нем был пройден Карагемский прорыв на реке Аргут. Это пять километров сложнейшей реки, центральная часть которой длиной более километра, с падением более 100 метров на километр; средний расход Аргута около 200 кубометров в секунду. Этот путь и бубликом был пройден далеко не с первого раза! На нем оказались проходимы и нижняя часть Чульчинского водопада на Алтае, и верхнее ущелье Кальджира в Северном Казахстане, и Онотские водопады в Саянах.


Бубликом по Брахмапутре
В 1989 году молодое средство сплава увидел алтайский водник Александр Проваторов. С этого-то и началась активная жизнь нового чуда. Бублик проходил сложные алтайские реки, на нем делались попытки пройти Карагемский прорыв, ставились всё более и более сложные задачи. Тогда родилась идея прохождения Брахмапутры. Это река с расходом более 1000 кубометров и падением 40-60 метров на километр на участке в 100 километров! Там же сосредоточены несколько водопадов по 30 и 40 метров высотой. Для осуществления этой идеи московский водник Сергей Лагода вместе с конструктором Анатолием Куликом спроектировал и изготовил большое (водоизмещением в 17 тонн)судно со свойствами бублика — плот "Тибет". Правда, испытывалось оно только на реке Аргут на стандартном маршруте по очень малой воде.


Пристегните ремни
Средство-то сплава создали. Но разве может выжить на такой реке человек?

К бублику, в отличие от прочих судов, человек пристегнут автомобильным ремнем безопасности (с пряжкой-самосбросом). А наверх, под купол бублика, от грудной обвязки тянется тросик — теоретически человек из судна выпасть не может, так что не окажется один в бурлящей воде. Тем не менее всякое может случиться… Но что же будет, если человек окажется за бортом? Сергей Лагода считает, что в этом случае он может дышать при помощи маленького кислородного баллончика. Но пока никто подобного делать не пробовал. Также Лагода предложил надеть на человека груднопоясничный корсет и шейный надувной воротник для защиты позвоночника при прыжке с большой высоты… Реальность же пока не столь оптимистична. Не надо забывать, что бублик служит человеку именно на самых сложных реках. И когда человек остается в такой реке без плавсредства — один в страшном бушующем потоке, вероятность выплыть у него ничтожно мала!


Не ешьте бублик!
И всё же ОНИ существуют, открывая перед теми, кто не ищет легких рек, новые возможности. И будь то спортивно или не спортивно, технично или не техтично, красиво или не очень, но проходят бублики удивительные препятствия, а количество "белых пятен" на карте водника постепенно убывает. Так стоит ли спорить о том, хорош бублик или плох? Ведь судов на свете очень много, и каждое решает свои задачи. Да и люди все разные. По-моему, здесь прав Сергей Папуш, сказавший о судах, что "видовое разнообразие — залог выживания популяции".


Обсудить на форуме

 

Страница просмотрена 28464 раза
Комментарии
Комментариев пока нет

Оставь свой комментарий

Все, что ты должен знать, отправляясь в активные туры по Алтаю!
Мы собрали здесь ответы на самые частозадаваемые вопросы! Прежде чем задавать нам свой вопрос, посети этот раздел! Интересно и полезно!
Контакты Разработано в студии коммерческого дизайна Com Design
2007


Яндекс.Метрика Rambler's Top100


2008 © Алтай Турист - активные туры в Горный Алтай, отдых на Алтае, турбазы, базы отдыха Алтая, туризм, Горный Алтай, Белокуриха