Подберите себе оптимальный вариант активного тура по Алтаю!
Пригодится в пути!Карты и схемы Алтая и Белокурихи! |
печать страницы
Возрождение древних традицийЭл-Ойын ![]() Первоначально Эл-Ойын замышлялся как своеобразные "олимпийские игры" местного масштаба, чемпионат по национальным видам спорта, хотя сразу было решено, что мероприятие должно иметь яркий народный колорит и быть не просто играми на свежем воздухе, но и способствовать развитию алтайских культурно-исторических традиций. У истоков создания Эл-Ойына стояли такие известные ныне в Республике люди, как Г. Немов, В. Тюхтенев, Г. Кучигашев, М. Каланаков — журналисты, переводчики, спортивные организаторы. Авторами имени праздника стали Борис Кортин и Сергей Теменев; а происходило все это в 1987 году. Первый Эл-Ойын состоялся летом 1988 года у села Ело Онгудайского района, в красивой зеленой долине. В его программу входили соревнования по пяти видам национальных спортивных игр — борьба "куреш", "шатра", "кодурге таш", стрельба из лука, конные соревнования; театрализованное представление, выступление народных коллективов. Справка ![]() "Шатра" — логическая игра, алтайские шашки. Требует внимания и определенной изощренности ума. В героических алтайских сказаниях великие богатыри вместо боевых поединков играют в "шатра" — и победивший пользуется почетом и уважением. ![]() Вопреки известной русской поговорке, "первый блин" не вышел комом, и новый праздник начал свое величественное шествие во времени и пространстве. Проводить Эл-Ойын решено было каждые два года, причем всякий раз на новом месте; идея "кочующего праздника" пришлась по душе потомкам древних кочевников! За 18 лет праздник обошел весь Горный Алтай: 1990 год — село Шыргайты Шебалинского аймака (района), 1993 — село Кырлык Усть-Канского, 1995 — село Усть-Улаган, 2000 — село Кокоря Кош-Агачского района… и так далее. Вплоть до 2006 года, когда Эл-Ойын, повзрослевший, с расширенной программой и устоявшимися традициями, действительно всенародно признанный, не вернулся в село Ело, к месту своего истока — и было решено, что отныне он перестанет передвигаться по Алтаю и будет проводиться только здесь. Что же, любое кочевье рано или поздно заканчивается, а "оседлая" жизнь сулит возможность еще более высокого уровня подготовки и проведения Эл-Ойына. На Алтае издавна считалось, что земля, приютившая людей — живая, и у каждого места есть свой дух-хранитель; поэтому обязательным элементом праздника является освящение места проведения, для чего приглашаются уважаемые шаманы, совершающие обряд. В программу Эл-Ойына входит демонстрация национальных костюмов, состязания кайчи — народных певцов, выступления мастеров горлового пения и многое другое. ![]() ![]() ![]() Эл-Ойын изначально задумывался как праздник, в большой мере интернациональный. На месте проведения рядом с алтайскими аилами традиционно ставятся казахские юрты и даже строятся русские горницы. Участие в празднике принимают народные коллективы других национальностей, гости Эл-Ойына. Способствует праздник и сплочению собственно алтайских народностей, которые не представляют единый этнос, а делятся на различные субэтнические группы. Возраст Эл-Ойына — всего 18 лет. Его "совершеннолетие" в прошлом, 2006 году, совпало с 250-летием добровольного вступления Алтая в состав России и прошло особенно ярко. Праздник пользуется любовью местного населения и большой популярностью у гостей со всей России, а в последние годы принимает и зарубежных гостей. Автор: Наталья Попова Источник: журнал "Алтай. Знакомое и неизвестное" Тюрюк-Байрам — младший брат Эл-Ойына Кедр — одно из самых почитаемых и любимых на Алтае деревьев; и совершенно не случайно праздник малочисленных народов севера Алтая носит название Тюрюк-Байрам — "праздник кедра". Это типичный праздник таежных людей, почитающих природу, и восходит корнями к тем временам, когда предки воздавали дань и возносили хвалу кедру-кормильцу, на уровне интуиции и практики воспринимая природные закономерности. Если год урожайный и кедры дают много ореха, то будут сыты не только люди: расплодятся белка, соболь, глухарь, рябчик, нагуляют жирок и дадут потомство грызуны — а значит, и лиса волк, медведь будут сытыми и многочисленными. Будут мясо и шкуры в аилах, хорошо будет! Изначально Тюрюк-Байрам был приурочен к началу сбора кедрового ореха и проводился в конце августа — начале сентября. Люди собирались на промысел шишки и большое дело начинали с большого праздника. Прежде чем ехать в суровую тайгу, отводили душу за богатым пиром, где на столах было и мясо, и курут — молочный сыр, и чегень, и айран, и айрака — алтайская водка; а как же без нее? Ели, пили, славили алтайскую землю и ее сына — кедра, соревновались в ловкости и удачливости. Обязательным элементом "программы" было лазанье на кедр — кто скорее доберется до вершины? Если кто считает, что это просто — приезжайте на Алтай, посмотрите на наши столетние кедры! Устраивали состязания по сбиванию шишек, по меткой стрельбе — зверь в тайге хитрый и умный, не будет ждать, пока неумеха-охотник второй раз прицелится. Вечером зажигали большой костер в честь кедра, пели, плясали, отводили душу перед большой работой. Тюрюк-Байрам проводился во многих алтайских селениях еще в начале прошлого века. А затем был надолго утрачен — сложно совмещать праздник почитания кедра и деятельность леспромхозов — и восстановлен только в 2000 году по инициативе пяти общностей коренных малочисленных народов — тубаларов, кумандинцев, челканцев, теленгитов и телеутов. Теперь Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, но не осенью, а в начале лета — чтобы привлечь больше гостей и участников. Праздник Кедра задуман как праздник единения людей. Печально, но факт: в современном обществе снижается внимание к культуре, обычаям, языку коренных малочисленных народов, утрачивается неоценимое культурное богатство. "Не будь у нас этого праздника — и забыли бы тубалары свои национальные обряды и традиции, не стали бы их возрождать, не было бы стимула. И мы решили так: каждый род должен приезжать и показывать свое искусство, ремесла, костюмы. Кстати, у каждого рода есть свои отличительные особенности в одежде, в кухне. Мы хотели показать, что все-таки своя, самобытная культура есть и будет. Все лучшее надо вытаскивать на свет божий, шелуху очистить и показать все в первозданном виде". Чеконов В.А., зайсан тубаларов, старейшина рода Тюсь, один из инициаторов возрождения праздника Тюрюк-Байрам. Сегодня Тюрюк-Байрам внесен в официальный реестр праздников Республики Алтай. В этом году он проводился на Телецком озере. Алтайское название Телецкого — Алтын-Кель, Золотое озеро; местные легенды называют его золотой оправой Алтая — вот в таком обрамлении и состоялся праздник. Были спортивные состязания по борьбе "куреш", по бросанию деревянной палицы, по стрельбе из лука. Выяснилось, что и старинное искусство лазанья на кедр еще не утрачено новыми поколениями, и мастерицы шить народные костюмы не перевелись, и старые песни не забыты, и искусство изготовления оберегов сохранилось, передаваемое от отца к сыну. Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, по нечетным годам, и на Алтае его уже сравнивают с Эл-Ойыном. Автор: Наталья Попова Источник: журнал "Алтай. Знакомое и неизвестное" Обсудить на форуме
Страница просмотрена 32727 раз
|
![]()
|
Оставь свой комментарий