en Связь Карта сайта
Мы в социальных сетях:

Подберите себе оптимальный вариант активного тура по Алтаю!

 

 










Пригодится в пути!

Карты и схемы Алтая и Белокурихи!
Фотоальбом
Алтай-Турист /  Статьи /  Традиции и обычаи /  Возрождение древних традиций
печать страницы

Возрождение древних традиций



Эл-Ойын

Национальный Алтайский праздник Эл-ОйынНациональный Алтайский праздник Эл-Ойын — "всенародные игры, всенародный праздник" — возник в конце 80-х годов на волне возрождения народной культуры, как прямой наследник межродовых встреч алтайских племен. Вобравший в себя лучшие элементы древних народных традиций, он в то же время является молодым праздником, отвечающим современным представлениям о "народном гулянье".

Первоначально Эл-Ойын замышлялся как своеобразные "олимпийские игры" местного масштаба, чемпионат по национальным видам спорта, хотя сразу было решено, что мероприятие должно иметь яркий народный колорит и быть не просто играми на свежем воздухе, но и способствовать развитию алтайских культурно-исторических традиций.

У истоков создания Эл-Ойына стояли такие известные ныне в Республике люди, как Г. Немов, В. Тюхтенев, Г. Кучигашев, М. Каланаков — журналисты, переводчики, спортивные организаторы. Авторами имени праздника стали Борис Кортин и Сергей Теменев; а происходило все это в 1987 году. Первый Эл-Ойын состоялся летом 1988 года у села Ело Онгудайского района, в красивой зеленой долине. В его программу входили соревнования по пяти видам национальных спортивных игр — борьба "куреш", "шатра", "кодурге таш", стрельба из лука, конные соревнования; театрализованное представление, выступление народных коллективов.

Справка

Куреш - борьба на поясах"Куреш", борьба "на поясах" — разновидность национальной борьбы. Бывает различных видов: "ачый куреш" — перекидывание через себя при падении с помощью ног, "колдомдош куреш" — борьба с помощью только рук, "теге куреш" — борьба с подсечками и др. На праздниках проводится по правилам, утвержденным федерацией борьбы "куреш", в весовых категориях 52, 58, 66, 74, 82 и свыше 82 кг. Время схватки 5 минут, победа присуждается при четком касании земли любой частью тела, или если один из борцов поднял противника выше пояса. Абсолютное первенство проводится без учета весовых категорий, допускаются все желающие.

"Шатра" — логическая игра, алтайские шашки. Требует внимания и определенной изощренности ума. В героических алтайских сказаниях великие богатыри вместо боевых поединков играют в "шатра" — и победивший пользуется почетом и уважением.

Поднятие камня"Кодурге таш" — поднятие камня. Издавна на кочевых тропах, в местах привалов складывали большие камни, и силачи разных племен упражнялись в их поднятии и перекидывании через спину лошади — кто дальше забросит.


Вопреки известной русской поговорке, "первый блин" не вышел комом, и новый праздник начал свое величественное шествие во времени и пространстве. Проводить Эл-Ойын решено было каждые два года, причем всякий раз на новом месте; идея "кочующего праздника" пришлась по душе потомкам древних кочевников! За 18 лет праздник обошел весь Горный Алтай: 1990 год — село Шыргайты Шебалинского аймака (района), 1993 — село Кырлык Усть-Канского, 1995 — село Усть-Улаган, 2000 — село Кокоря Кош-Агачского района… и так далее. Вплоть до 2006 года, когда Эл-Ойын, повзрослевший, с расширенной программой и устоявшимися традициями, действительно всенародно признанный, не вернулся в село Ело, к месту своего истока — и было решено, что отныне он перестанет передвигаться по Алтаю и будет проводиться только здесь. Что же, любое кочевье рано или поздно заканчивается, а "оседлая" жизнь сулит возможность еще более высокого уровня подготовки и проведения Эл-Ойына.

На Алтае издавна считалось, что земля, приютившая людей — живая, и у каждого места есть свой дух-хранитель; поэтому обязательным элементом праздника является освящение места проведения, для чего приглашаются уважаемые шаманы, совершающие обряд. В программу Эл-Ойына входит демонстрация национальных костюмов, состязания кайчи — народных певцов, выступления мастеров горлового пения и многое другое.

Конные состязанияНесомненно, самой зрелищной частью, вызывающей гамму эмоций, являются конные состязания. Конь на Алтае — первый помощник и друг, лучшее, а порой и единственное средство передвижения (между прочим, и сегодня, в начале 21 века, в Горном Алтае множество мест, куда можно попасть только верхом на лошади). Соревнования всадников проводились с незапамятных времен; наиболее любимым в народе был "ат чабыш" — гладкие скачки на различные дистанции. Соревновались также всадники и пешие люди: если бегун пробежал по короткой дороге к финишу, то всадник на своем коне скакал вокруг какой-либо горы. Пользовалось популярностью умение укрощать необъезженных лошадей, стрелять с седла из лука, на полном скаку подбирать (или наоборот, ставить, что гораздо сложнее) разные предметы. Наградой в конных скачках всегда были дорогие призы, а победители пользовались всеобщим уважением.

Конные состязания"Впечатляет конкурс по укрощению необъезженных лошадей. Ведущий объявляет: "Команда такого-то района! Лошадь номер семнадцать!" Трое дюжих мужчин забегают в загон, где мечутся кони, быстро заарканивают одну, выволакивают наружу и привязывают к столбу. Затем совместными усилиями надевают на брыкающуюся лошадь седло и уздечку. Вся процедура не должна занимать более 5 минут, а чтобы успех считался полным, кто-то из членов команды должен сесть верхом и продержаться хотя бы минуту. Вот один из участников эффектно проехал вокруг загона с поводьями в зубах, не держась руками, и сорвал шквал аплодисментов восторженных зрителей…" Из описаний праздника Эл-Ойын, сделанных фольклорной экспедицией СО РАН.

Соревнования с плетьюПрограмма спортивных игр на Эл-Ойыне постоянно расширяется. Теперь в нее включены и соревнования с плетью — "камчи", и смотр конской упряжи — "малчи мерген", и "тебек" — набивание внутренней стороной стопы кусочек свинца с "парашютом" из шерсти животных, игра, в которую до сих пор с довольствием играют алтайские дети. Все более интересными и красочными становятся театрализованные представления, превращаясь в целые спектакли, поставленные на вполне профессиональном уровне; и это несмотря на то, что собственно театрального искусства в алтайской культуре никогда не было. Развитие праздника идет по двум направлениям: включение все новых элементов возрождаемой национальной культуры, с одной стороны — и стилизация, "осовременивание" многих старинных традиций, с другой. Так, на конкурс костюмов представляются стилизованные модели — то есть одежда с национальными элементами, но такая, чтобы в ней можно было прогуляться по центральной площади города, не вызвав всеобщего удивления. То же с национальной музыкой: исполняются произведения с национальным колоритом, но вполне пригодные для озвучивания на молодежной дискотеке.

Эл-Ойын изначально задумывался как праздник, в большой мере интернациональный. На месте проведения рядом с алтайскими аилами традиционно ставятся казахские юрты и даже строятся русские горницы. Участие в празднике принимают народные коллективы других национальностей, гости Эл-Ойына. Способствует праздник и сплочению собственно алтайских народностей, которые не представляют единый этнос, а делятся на различные субэтнические группы.

Возраст Эл-Ойына — всего 18 лет. Его "совершеннолетие" в прошлом, 2006 году, совпало с 250-летием добровольного вступления Алтая в состав России и прошло особенно ярко. Праздник пользуется любовью местного населения и большой популярностью у гостей со всей России, а в последние годы принимает и зарубежных гостей.

Автор: Наталья Попова
Источник: журнал "Алтай. Знакомое и неизвестное"



Тюрюк-Байрам — младший брат Эл-Ойына

Кедр — одно из самых почитаемых и любимых на Алтае деревьев; и совершенно не случайно праздник малочисленных народов севера Алтая носит название Тюрюк-Байрам — "праздник кедра". Это типичный праздник таежных людей, почитающих природу, и восходит корнями к тем временам, когда предки воздавали дань и возносили хвалу кедру-кормильцу, на уровне интуиции и практики воспринимая природные закономерности. Если год урожайный и кедры дают много ореха, то будут сыты не только люди: расплодятся белка, соболь, глухарь, рябчик, нагуляют жирок и дадут потомство грызуны — а значит, и лиса волк, медведь будут сытыми и многочисленными. Будут мясо и шкуры в аилах, хорошо будет!

Изначально Тюрюк-Байрам был приурочен к началу сбора кедрового ореха и проводился в конце августа — начале сентября. Люди собирались на промысел шишки и большое дело начинали с большого праздника. Прежде чем ехать в суровую тайгу, отводили душу за богатым пиром, где на столах было и мясо, и курут — молочный сыр, и чегень, и айран, и айрака — алтайская водка; а как же без нее? Ели, пили, славили алтайскую землю и ее сына — кедра, соревновались в ловкости и удачливости. Обязательным элементом "программы" было лазанье на кедр — кто скорее доберется до вершины? Если кто считает, что это просто — приезжайте на Алтай, посмотрите на наши столетние кедры! Устраивали состязания по сбиванию шишек, по меткой стрельбе — зверь в тайге хитрый и умный, не будет ждать, пока неумеха-охотник второй раз прицелится. Вечером зажигали большой костер в честь кедра, пели, плясали, отводили душу перед большой работой.

Тюрюк-Байрам проводился во многих алтайских селениях еще в начале прошлого века. А затем был надолго утрачен — сложно совмещать праздник почитания кедра и деятельность леспромхозов — и восстановлен только в 2000 году по инициативе пяти общностей коренных малочисленных народов — тубаларов, кумандинцев, челканцев, теленгитов и телеутов. Теперь Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, но не осенью, а в начале лета — чтобы привлечь больше гостей и участников. Праздник Кедра задуман как праздник единения людей. Печально, но факт: в современном обществе снижается внимание к культуре, обычаям, языку коренных малочисленных народов, утрачивается неоценимое культурное богатство.

"Не будь у нас этого праздника — и забыли бы тубалары свои национальные обряды и традиции, не стали бы их возрождать, не было бы стимула. И мы решили так: каждый род должен приезжать и показывать свое искусство, ремесла, костюмы. Кстати, у каждого рода есть свои отличительные особенности в одежде, в кухне. Мы хотели показать, что все-таки своя, самобытная культура есть и будет. Все лучшее надо вытаскивать на свет божий, шелуху очистить и показать все в первозданном виде".

Чеконов В.А., зайсан тубаларов, старейшина рода Тюсь, один из инициаторов возрождения праздника Тюрюк-Байрам.


Сегодня Тюрюк-Байрам внесен в официальный реестр праздников Республики Алтай. В этом году он проводился на Телецком озере. Алтайское название Телецкого — Алтын-Кель, Золотое озеро; местные легенды называют его золотой оправой Алтая — вот в таком обрамлении и состоялся праздник. Были спортивные состязания по борьбе "куреш", по бросанию деревянной палицы, по стрельбе из лука. Выяснилось, что и старинное искусство лазанья на кедр еще не утрачено новыми поколениями, и мастерицы шить народные костюмы не перевелись, и старые песни не забыты, и искусство изготовления оберегов сохранилось, передаваемое от отца к сыну. Тюрюк-Байрам проводится каждые два года, по нечетным годам, и на Алтае его уже сравнивают с Эл-Ойыном.


Автор: Наталья Попова
Источник: журнал "Алтай. Знакомое и неизвестное"



Обсудить на форуме

 

Страница просмотрена 26798 раз
Комментарии
н+а  choi09@mail.ru
обязательно побываем на празднике, поедим МЯСО, послушаем горловое пение, посмотрим концерт, потанцуем, сфотографируемся на фоне ослепительных пейзажей с КМН, уверенны, БУДЕТ ВЕСЕЛО!!! Приглашаем ВСЕХ желающих!!!
9.06.2011 г.
александр  tropiki9@yandex.ru
очень хороший праздник. стараюсь бывать на нем по чаще. сам живу в бийске.молодцы алтайцы, стараются не забывать свою культуру
13.06.2010 г.

Оставь свой комментарий

Все, что ты должен знать, отправляясь в активные туры по Алтаю!
Мы собрали здесь ответы на самые частозадаваемые вопросы! Прежде чем задавать нам свой вопрос, посети этот раздел! Интересно и полезно!
Контакты Разработано в студии коммерческого дизайна Com Design
2007


Яндекс.Метрика Rambler's Top100


2008 © Алтай Турист - активные туры в Горный Алтай, отдых на Алтае, турбазы, базы отдыха Алтая, туризм, Горный Алтай, Белокуриха