en Связь Карта сайта
Мы в социальных сетях:

Подберите себе оптимальный вариант активного тура по Алтаю!

 

 










Пригодится в пути!

Карты и схемы Алтая и Белокурихи!
Фотоальбом
Алтай-Турист /  Путевые заметки /  Отдых в Горном Алтае: По Аргуту
печать страницы

Отдых в Горном Алтае: По Аргуту

По Аргуту Смотрите все фотографии (30)
Автор: Alenka, 25 лет, Барнаул
Время отдыха: октябрь 2007
По Аргуту
Не буду описывать, как началось наше путешествие, как мы доехали до Кош-Агача, как получили пропуск на погранзаставе. Начну с ночевки на берегу реки Джазатор. Поездка наша состоялась в октябре, и получилось как раз так, что дубак стоял ужасный. Спали в палатках, но по этому поводу слишком не расстраивались. Спальники ведь tundra plus, температура comfort — 8, так что при минус десяти на улице спать будем не в комфорте конечно, но, по крайней мере, не замерзнем. Перед сном не смотря на свой "супер тёплый" спальник, я всё же хорошенько подогрелась у костра. Раздеваться мне как-то не захотелось, поэтому сняла только куртку. Залезла в спальник, и… началась самая длинная ночь в моей жизни. Тепло от костра куда-то быстро улетучилось, и в мой хорошо задраенный спальник начал забираться холод. Вскоре зубы стали отбивать чечетку, пальцы ног больше не чувствовались. Из моего, пусть даже холдного, кокона вылезать ой как не хотелось. Еле-как по одной подтягивала к себе ноги и растирала пальцы, мысленно ругая за то, что не взяла с собой в палатку еще одни теплые носки. Кое-как решив проблему с онемевшими пальцами, поплотнее прилипла к своей соседке и попыталась заснуть. Вот так всю ночь и вертелась, прилипая то передом, то задом к спасительной Настюшке и матеря свой спальник, который ни капельки не спасает от сибирских морозцев. И как после этого, скажите мне, выбирать спальник и надеяться на его спасение?

По Аргуту
Но вернусь к нашему путешествию.

Не могу не упомянуть прижим, как позже выяснилось, под названием Тьюмойнак, что в переводе с казахского означает Верблюжья шея. Если маршрут вашего путешествия будет пролегать по правому берегу Аргута, то вам непременно придется его миновать. Расположен перевал приблизительно в 15 километрах от села. Вообще перевалы у меня вызывают массу эмоций. Как посмотришь вниз, так такой впрыск адреналина в кровь. Этот не стал исключением. Виды с него, конечно, открываются просто великолепные: степь Самаха в лиственничных прожилках, Аргут и Коксу и бескрайние горные массивы.

На вершине перевала остановились, чтобы в последний раз насладились всей этой красотой. Почему в последний? Потому что план нашего путешествия был таков: проехать вдоль Аргута до Карагема, дальше через Карагемский перевал в Бельтир, заехав по пути к Талдуринскому леднику, затем на Чуйский тракт и домой. Тогда мы еще и предположить не могли, что судьбе угодно сделать всё по-другому. Смеркалось и мы, отъехав немного от перевала, расположились на ночевку на берегу Аргута.

На следующий день, основательно выспавшись и подзаправившись свежесваренным супом, мы где-то к обеду были готовы отправиться в дальнейший путь. Но… вот не задача. Машина отказалась заводиться. Сначала серьезно это никто не восприняли. Наш водитель с большой буквы во всём разберется. Но дело шло к вечеру, а сдвигов никаких не было. Надежды, что мы ее починим, постепенно улетучивались, поэтому стали искать другие варианты нашего так сказать спасения.

Первый — остановить мимо проходящую машину и попробовать завестись с толчка. Вышли на дорогу и стали поджидать машин и ждали мы их долго и безуспешно. Как назло все машины прошли еще утром.

План номер 2 — с утра пораньше идем в Джазатор, там находим машину, которая утянет нас до села.

Утром пошла я и Юра, а Костя с Настей остались в лагере. Настене заказали на ужин суп, в полной уверенности, что к ужину по-любому вернемся с машиной.

И вот снова мы забираемся на перевал Тьюмойнак, только уже пешком.

Чуяло мое сердце, что побываю на нем еще раз.

Подъем мне дался, мягко скажем, не просто. На полпути пришлось раздеваться, сразу стало легче. Шли в нормальном темпе, при этом не забывая запечатлевать на фото местные красоты. По дороге встретили джазаторского чабана, который потерял не то теленка, не то жеребенка. Он предложил подвезти на своей лошади, но мы отказались, а я мысленно перекрестилась (ужасно боюсь лошадей).

Так, вот об этом ручье я помнили всю дорогу.

По Аргуту
У меня проблема с преодолением всяких ручьев. А тут еще лед и я в новых башмаках, к которым нога еще не привыкла. С горем пополам перебралась, опираясь на руку своего спутника.

Помнится, еще один ручей ждет впереди, но буду беспокоиться, когда дойдем до него.

Пока иду, изучаю местность, делаю фотки.

Ага, вот и до второго добрались. Так, щас я его преодолею, и всё на этом препятствия закончены.

Юра давно уже перемахнул через ручей и пошел дальше. Я же, как калека, опираясь на палку и выискивая места попроходимее, кое-как преодолеваю и этот, догоняю Юру, а он мне: "А я думал, ты идти передумала".

И снова нас догнал джазаторский чабан, он нашел, кого искал, и теперь возвращался в село. Снова предложил подвезти. И тут, надо же, я решилась, но поперлась обходить лошадь сзади, напугав при этом лошадь, которая в свою очередь, начав буйно проявлять беспокойство, напугала меня. Короче, пошли мы дальше пешком, и мне так и не удалось вкусить все прелести верховой езды.

Солнце раскочегарилось не на шутку, за каждым поворотом я ожидала увидеть Джазатор, но моя память вновь и вновь обманывала меня. На очередном привале GPRS сказал, что мы почти у села и не соврал. Взобрались на пригорок, и вот оно село.

Теперь сложная часть нашего мероприятия — найти машину. Почти в первом же дворе увидели то, что нам нужно, но, к сожалению, хозяин уехал в Кош-Агач и не известно, когда появится. Пошли дальше, тут вот стоит Газ66, но опять облом — хозяин уже под шафе. Проходим мимо ручья, на берегу — парень моет машину, и еще двое сидят рядом. Один с интересом смотрит на нас и затем кричит: "Эй, идите сюда!" Он явно не трезв. Мы идем дальше, не обращая внимания, не очень-то хочется связываться с пьяным. Тогда тот, кто мыл машину здоровается и спрашивает, кто мы и откуда. Повествуем, что с нами случилось. Он нам — всё ясно, машина есть, щас отправлю за хозяином, подождите здесь. Ждем. Пьяный товарищ, конечно же, начинает приставать с расспросами. Тактично отвечаем. Едет Газ66. Останавливаем. Объясняем. Мужик соглашается, правда не совсем понимает, где наша машина. Мы даже в кузов уже залезаем. Тут подъезжает Уазик с другой стороны, останавливается. Опять те же вопросы: что, где и как. Юра слазит с кузова и начинает заново объяснять, теперь уже с чертежами на дороге. Две машины мало, подъезжает еще один Уазик, выходят еще четверо и присоединяются к общему обсуждению. Я пока наблюдаю за всем этим из кузова. Наш шофер осознает, наконец, откуда нас вызволять и отказывается ехать.

Так, время выходить и мне.

"Юра, меня с кузова-то сними!!!" Снимают. Теперь переговоры ведутся с подъехавшими последними. Всё вроде бы обсудили, решено, они нам готовы помочь, только предварительно надо машину посмотреть. Нас тем временем завозят в закусочную.

Слава богу, сейчас бы многое отдала за стакан горячего чая.

В закусочной ничего кроме 2 беляшей не оказалось, но главное был чай. Успеваем и там поделиться своей бедой. Хозяйка, вероятно, пожалев нас, угощает, найденными ею где-то, пирогами и чаем.

Не буду подробно останавливаться на том, как две "белые вороны", тобиш мы, гуляли по казахскому селу. Интересное же мы представляли зрелище: измученные, пешком, без рюкзаков…

Что было дальше. Ожидания наши затянулись не на час, как предполагалось. Понервничали мы, конечно, порядочно, так что даже голова разболелась. Не знаю, как другие, я лично ждать ненавижу, тем более в полной неизвестности. Но, не смотря ни на что, время это провели не без пользы, по крайней мере, я.

Во-первых, удалось ознакомиться с традиционной казахской кухней. Нас угостили невероятно вкусным джазаторским хлебом. А после моих восторгов по поводу хлеба, мальчишка, у которого мы были в гостях, сбегал к своей бабушке и принес баурсаки — что-то типа маленьких булочек, которые жарятся в жиру, и сырчик, по-казахски курт — небольшие кусочки твердого-претвердого сыра, который, однако, очень питателен и долго хранится.

А еще мы как раз попали в мусульманский праздник. Подробностей, что это за праздник, так и не удалось ни от кого добиться. Рассказали только, что ночь эта священна и в нее никто не спит. Старики читают молитвы, ну а молодежь всю ночь просто общается, тут я цитирую, с хорошими людьми.

Часам к двенадцати на Газ66 подъехали наши спасатели. Меня как девушку усадили в кабину советского вездехода, остальные забрались в кузов.

Вот уж действительно день открытий: на такой машине кататься мне еще не приходилось.

Всё поехали. Ехать пришлось не через мой любимый перевал, а по противоположному берегу Аргута. Почему? Тогда я еще этого не понимала. Однако после того как наш водитель с большим трудом вырулил на одном из поворотов, и по дороге пришлось что-то чинить в тормозной системе, до меня стало доходить. Кроме того, ночка выдалась темная, хоть глаз выколи.

Но может это и к лучшему. Не видишь дорогу — волнений меньше.

Аргут, конечно же, я и в темноте разглядела. Сейчас будем преодолевать его вброд. К нам в кабину присоединяется еще один пассажир, тот самый пьяный, которого мы встретили в селе у реки. Он, оказывается, очень хорошо разбирается в местности, в том числе знает этот брод.

Брод преодолеваем весело. Пьяный активно показывает дорогу, при этом с чувством дает водителю указания на казахском языке. Машина яростно ревет и прыгает по камням. Я сижу, затаив дыхание, и непроизвольно крепко цепляюсь за пьяного соседа. Но вот уже и спасительный берег, радости моей нет предела.

А в лагере тем временем наши уже спали. Пришлось будить. За отличнейшим борщом поделились нашими приключениями, а затем стали обсуждать дальнейший план действий. Сошлись на том, что возвращаться домой, так и не увидев знаменитого Карагемского прорыва — это не дело, поэтому с утра отправляемся туда на Газ66. Так за разговорами не заметили, как начало светать, а меня стало клонить в сон. Наши новые джазаторские друзья достали джуркан — меховое одеяло и уложили меня спать. Так хорошо, тепло и мягко, я давно на природе не спала.

Вот бы мне такое одеяльце в ту бесконечную ночь на Джазаторе.

По Аргуту
Утром пошел снег. Как раз когда проезжали над Карагемским прорывом, посыпал так, что видимости на реку не было практически никакой. Однако снег не помешал мне оценить расстояние до реки. Впечатляет, надо сказать. Как-то сразу стала следить за каждым движением водителя и прислушиваться к каждому подозрительному звуку в машине. Просто уже слышала, что всем хороша машина Газ 66, но если заглохнет, то становится практически неуправляемой. А падать пришлось бы ох как высоко. В одном месте водитель предупредил всех, чтобы были на чеку и если что выпрыгивали. Если что, я б конечно прыгнула, но во многих местах сделать это было бы непросто. Немного промахнешься и в лепешку об камень. Но всё обошлось, и мы в целости и сохранности приехали к реке Карагем. Была очень удивлена увидеть здесь тополя и облепиху, как-то плохо они вписываются в местный пейзаж. Позже прочитала, что Трунов, впервые увидев реку, назвал ее Тополевкой.

На Карагеме наше путешествие не закончилось, решили проехать до упора, пока есть дорога для Газ66. Оказалось, ехать оставалось совсем немного. Встали на ночевку у зимовья в долине Степного Аргута. Понаблюдали в бинокль за сибирскими козлами, которые грелись на солнышке на самых вершинах гор. Изучили археологические памятники, которых в долине Аргута встречается в немалом количестве. Другими словами, провели время с большой пользой. А утром следующего дня отправились в обратный путь.

Обратно я поехала в кузове. Знаете, это очень даже здорово. Едешь, и всё так хорошо видно, успевай только головой по сторонам крути, чтобы красоты не пропустить. Тем более удобно, если гид рядом и всё тебе показывает и рассказывает, а в роли гида выступил протрезвевший казахский друг, который действительно всё здесь знает как свои пять пальцев.

И снова подъем на перевал над Карагемским прорывом (Джаломинский перевал). Я вся в эмоциях от поездки в кузове, поэтому как-то спокойна, не боюсь и не беспокоюсь. Вдруг… наша машина глохнет и начинает задом нестись вниз. Я, еще когда туда ехали, была уверена, что, случись такое, сумею среагировать и выпрыгнуть. Но на практике всё оказалось по-другому. Абсолютно ничего не успеваю понять, даже испугаться. Только успеваю подумать: "Ну всё…" и дальше слово из ненормативной лексики. Все происходит в одно мгновение: машина несется вниз, наскакивает на камень, начинает крениться. В следующий момент мне кричит мой гид, который каким-то удивительным образом уже повис на левом краю кузова, хотя сидел от него дальше всех, чтобы я цеплялась за его руку. Вытаскивает меня. Я от страха лезу на довольной крутой склон горы, потом одумываюсь, сажусь. Теперь только вижу, где остальные. Мужчины висят на кузове, не давая машине перевернуться. Настьки пока не вижу, спускаюсь, кричу ей. Она выходит из-за машины, всё нормально. Машина смешно так стоит, такое ощущение, еще немного и колеса переломятся пополам, один толчок и начнет переворачиваться. Благодаря совместным усилиям, из критического положения машину вывели. Отдышались и поехали дальше.

Вот уж точно прорыв только не на воде, а на суше.

Всю дорогу ехала, уцепившись в борт кузова, на изготовке. Слава Богу, до лагеря больше инцидентов не было.

В лагере, понятное дело, только и разговоров было как о случившимся. После таких приключений решили вызвалением нашего Баргузина заняться на следующий день. Тем более, как нам пояснили, с утра уровень воды в реке меньше, будет легче. Да я, кстати, забыла написать, что идея тянуть через перевал была признана бредовой. Единственный вариант — через теперь известный нам брод.

Утро следующего дня. Операция началась. Все по своим местам — поехали. Мне из кузова очень хорошо видно лицо Кости за рулем Баргузина. Напряженное это мягко сказано. Каждый камушек, каждая кочка — всё отражается на нем. Так хочется помочь, но не чем, поэтому помогаю мысленно. После преодоления брода напряжение спадает, теперь Костя даже успевает о чем-то беседовать с моим гидом, который сменил кузов Газ66 на переднее место в Баргузине. Я же начинаю расспрашивать, что ждет впереди. Да ничего особенного, один маленький перевальчик и всё. И снова это страшное слово перевал, и даже маленький как-то меня не успокаивает.

Чёрт, почему мы ехали по этой дороге не днем, а то я бы точно знала, чего ожидать.

Пологое место — степь Самаха — заканчивается, и вот он, дурацкий перевал. Всё — пассажиры на выход. Водители предварительно проверяют сцепку, тормоза и т.д. А мы тем временем взбираемся на перевал пешком. Честно, страшно даже смотреть, как будут взбираться сюда машины. Поэтому я не смотрю, а только слушаю и мысленно молю: "Господи, пусть всё будет хорошо!!!" Заводятся, поехали. По звуку Газ66 тяжело, но гудит, не затихает. Это самое главное.

Еще немного, еще чуть-чуть. Давай, не подведи. А подъем какой дурацкий, с поворотами. Уф, всё, выбрались.

По Аргуту
Теперь, как меня заверили, можно не бояться, страшного ничего не будет.

Вот он Тихий Аргут, водная гладь как зеркало. Как тут все-таки красиво.
Знакомый мостик, скоро село.

Урааа, мы сделали это!!!

Забираемся на мост, и … Газ66 глохнет снова и мееедленно так откатывается назад. Зажмурила глаза, не видела лица Кости. Потом он с нами поделился, что у него в это мгновение пронеслось в голове. И уже в который раз за эту поездку отделались только легким испугом. Газ66 останавливается от Баргузина всего в нескольких десятках сантиметров. Но останавливается!!!

Вот так мы путешествовали по Аргуту. До сих пор помню все до мельчайших подробностей. Со временем, конечно, подробности сотрутся из памяти, но эта поездка, люди, с которыми я ездила и с которыми познакомилась, удивительная природа в долине Аргута навсегда останутся в моем сердце.


Смотрите все фотографии (30)

Оставить свою заметку

 

Страница просмотрена 19558 раз
Комментарии
Комментариев пока нет

Оставь свой комментарий

Все, что ты должен знать, отправляясь в активные туры по Алтаю!
Мы собрали здесь ответы на самые частозадаваемые вопросы! Прежде чем задавать нам свой вопрос, посети этот раздел! Интересно и полезно!
Контакты Разработано в студии коммерческого дизайна Com Design
2007


Яндекс.Метрика Rambler's Top100


2008 © Алтай Турист - активные туры в Горный Алтай, отдых на Алтае, турбазы, базы отдыха Алтая, туризм, Горный Алтай, Белокуриха