en Связь Карта сайта
Мы в социальных сетях:

Подберите себе оптимальный вариант активного тура по Алтаю!

Алтай-Турист /  Путевые заметки /  Лыжный поход к Жумалинским радоновым источникам
печать страницы

Лыжный поход к Жумалинским радоновым источникам (Тёплый ключ, Кош-Агачский район)

Автор: Ольга Смирнова, Барнаул

Время отдыха: март, 2012

Опущу описание того, как мы добирались до места старта нашей походной части, а именно развилки Джазатор -  Калгуты на джазаторской дороге. Сразу начну с самого интересного.

День первый.

До скорой встречи наш милый Пазик, а мы отправляемся в неблизкий путь к Джумалинским источникам (расстояние до них около 30 км).

Лыжи привязали к рюкзакам, пока они поедут на нас. Идем по дороге, на ней набита колея. Зима выдалась малоснежная,  поэтому на хорошей технике можно было доехать до самих источников, что кто-то и сделал.

Места мне эти уже знакомы. Но зимой под покровом снега всё выглядит по-другому.  Кто-то мне сказал перед отъездом: " И что красивого и интересного ты там хочешь увидеть? Снег, да синее небо."  Действительно вокруг заснеженные безлесые не очень высокие горы и синее небо, но все равно нравятся мне эти места и даже не объяснишь почему.

На лыжах к Укоку

Многим в первый день шлось не очень просто. Наверное, шла адаптация к высоте. До обеда преодолели примерно 6 км.

Недалеко от места привала —  избушка. Неплохое место для ночевки,  для половины нашей команды места хватит. Сегодня решили не давать большой нагрузки нашим организмам, форсирование перевла отложили на завтра. Отобедав, все потянулись к избушке. Рядом с ней поставили палатку. Разожгли костры на местном топливе — кизяке.

Пока дежурные трудились над ужином, кто-то решил прокатится на лыжах (поход ведь лыжный), кто-то взобраться на соседнюю горку, а кто-то просто отдыхал на солнышке.

Дежурные постарались на славу, отужинали замечательным борщом. Чай получился с экзотическим привкусом местного топлива, но если добавить туда побольше сахара, то было довольно сносно.

Уснуть долго не могли из-за ужасной тесноты. Развлекались отгадыванием загадок. Не смотря на отсутствие печки ночью никто не замерз.

День второй.

Утро. Ярко светит солнце. Совсем не холодно. Сегодня лыжи опять едут на нас. Движемся всё по той же дороге. Вчера ближе к вечеру в сторону источников опять прошла машина.

На лыжах к Укоку

Начинается плавный подъем в перевал. Жарко. Постоянно смотришь вперед и думаешь: "Ну вот, за тем поворотом взлет и обо — вершина перевла, а потом спуск!!!!"  Но увы, за поворотом следующий поворот.

Плавный подъем сменяется более крутым. Еще немного, еще чуть-чуть и мы на перевале. Потихоньку ползу за дядьками с большущими рюкзаками. Они меня вдохновляют идти дальше без лишних перерывов на отдых.

Вот, наконец, и вершина. На спуске дело идет значительно быстрее.

На лыжах к Укоку

Машинка чуть-чуть не дотянул до перевала ..... Теперь стоит тут одиноко.

Спустились с перевала к обеду. Привал. Нас ждал уже морсик, так кстати в такую жару. Сальцо, сухарики, пара конфеток и можно идти дальше.

Вскоре впереди показалась долина реки Жумала. Насколько мне помнится, сейчас дорога повернет влево, а там совсем недалече до источника.

Но это самое недалече оказалось самым сложным в сегодняшнем дне. Снега на дороге совсем не стало, лыжи прыгали по камням сзади, а сердце обливалось кровью, жалко)))  Солнце палило нещадно. Раздется бы, да рюкзак и без этого кажется каменным.

На лыжах к Укоку

Дорога изобилует постоянными небольшыми подъемчиками, которые просто выматывают. Останавливаешься после каждого, и засидания всё длиннее и длиннее.

Вот и домики уже показались, вот и сваленный указатель, на котором, как мне помнится, написано, что до источника еще 2,5 км.

Всего 2,5 км, а ноги совсем не хотят идти. Но делать нечего, плетемся потихоньку. Впереди остался последний взлет и мы дома)))

Навстречу бегут мальчишки. Урааа, забрали рюкзаки. С лыжами в обнимку преодолеваю последние метры. Всё, прибыли.

В домике уже трещит печь, ждет горячий чай. Иногда полезно приходить в числе последних))))

Где-то в пути еще 5 человек.

На лыжах к Укоку

Немного отдышавшись, идем принимать водные процедуры. Была здесь в 2008 году, почти ничего не изменилось. Купаться в конце марта не очень, источники хоть и называются тёплыми, но вода в них прохладная.

День третий.

Сегодня  день отдыха, а завтра наша группа разделится: часть пойдет на Укок, а мы остаемся на несколько дней на источниках. Будем делать радиальные выходы, а потом выбираться по долине реки Жумала.

Экскурсия на Вольфрамо-молибденовую фабрику с целью найти там дрова. Там полная разруха, можно снимать фильм ужасов.

Дров вокруг валяется видимо-невидимо.

По найденным документам фабрика функционировала еще в 2011 году.  Странно, что ее оставили в таком плачевном состоянии или, может, это дело рук мародеров, чей ЗИЛок стоит на подъеме на перевал.  Хотя как-то не укладывается в голове, как можно мародерствуя  устроить такой кавардак.

День четвертый.

Метель. Рано утром часть нашей группы ушла на Укок. Нам просыпаться рано никуда не надо.

Сегодня планируем дойти до рудника.

На рудник ведет хорошая дорога. Расстояние — примерно 7 км в одну сторону.

Предварительно про рудник ничего не читали. Просто пошли по дороге наобум.

На лыжах к Укоку

Метель не унималась, мы шли, не видя ничего впереди. Кое-кто хотел было уже поворачивать назад, но вдруг из-за снежной завесы показались темные очертания зданий.

Добрались!!!!

Поднялись к строениям и очутились будто бы в Зоне из фильма Сталкер.  Ощущение чего-то нереального.

На лыжах к Укоку

В бараках всё перевернуто, будто здесь пронесся ураган. По территории разбросаны кислородные балоны, противогазы.  На кухне в столовой трехлитровая банка с почерневшей капустой, в луже чего-то темного мёртвая белоснежная куропатка.  Аж мурашки по телу.

Поднялись еще выше.  Тут нашли вход в шахту. Далеко вглубь не пошли, хотя было бы очень интересно узнать, где заканчиваются ее ходы.

Пока осматривали рудник, я жутко замерзла, поэтому поторопилась вернуться снова на дорогу.  Потом очень сожалела, что не сделала здесь фото. Могли получится неплохие кадры.

Согреться полностью удалось только в домике после принятия пыры — кофе со спиртом.

На лыжах к Укоку

Вечером у нас был королевский ужин — лагман и походный торт из котелка.

День пятый.

Все наши отправились сегодня на перевал Тёплый ключ. А я не пошла. Как-то не здоровилось после вчерашнего, губы все обметало и немного морозило. Да и особого рвения у меня не было, т.к. перевал этот в свое время прошла пешком и проехала на машине.

На улице ледяной ветер, весь день провалялась в домике. Вечером училась играть в кости)))

День шестой.

Остаемся еще на день на Ключе. Выбираться на джазаторскую дорогу к автобусу будем пробовать за 1 день.
Сегодня ветер потише и не такой холодный. Я чувствую себя хорошо, можно выбраться из домика на улицу. Нашли затишок за домиком. Солнышко припекает, можно и позагорать.

Провалялись целый день. Развлекались наблюдениями за шустрым горностаем, которого  наглая галка никак не хотела подпускать к нам, а также чтением вслух найденной в домике книги.

На лыжах к Укоку

Вечером мальчишки затопили в купальне печку, устроили прощальное купание.

День седьмой.

Пора в путь дорогу, дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идем.

Ранний подъем. В девятом часуц все выдвинулись в путь. Основная часть группы отправилась на автодорогу, по которой мы пришли. Мне не хотелось опять шлепать по ней. Вариант — идти по льду озера тоже как-то не был очень заманчивым. Я выбрала золотую середину: покрытые мягенькой травкой склоны между озером и дорогой.  Сначала мы шли вдвоем, но мой спутник меня покину, стал забирать вверх на дорогу. Когда осталась одна, был некоторый момент замешательства, если не сказать легкой паники. На дорогу выбираться долго и бессмысленно. Позади меня еще оставалось несколько человек, которые не факт, что последуют за мной.
Логически я понимала, что двигаюсь в правильном направлении и рано или поздно выйду к своим. Но было как-то страшновато. Хорошо, увидела фигуру на озере, слева от меня. Это наш дядя Вова. Значит, верным путем идешь товарищ Оля.

Дошла до места, где снег стал глубоким. Надела лыжи наспех, поехала. С непривычки пару раз не удержалась на ледяной корке, образовавшейся вокруг кустиков карликовой березки и упала, потеряла время.

Фигура дяди Вовы тем временем превратилась в точку и вскоре вовсе исчезла из вида. Я всё надеялась, что позади меня кто-нибудь да покажется, вместе веселее. Но увы...

Наконец тоже вышла на озеро, в этой части оно было занесено снегом. Вот и следы дяди Вовы. Теперь чувствовала себя увереннее.

Вот место, где Жумала уходит в свою долину влево от дороги, а дорога вдалеке уходит вправо.

Вижу фигурку, спускающуюся с дороги к Жумале.

А мне на встречу между кустарниками движется дядя Вова. Моя первая мысль — заехал не туда и возвращается, а он оказывается меня встречает.

Немного отдохнули и двинули дальше. Как не парадоксально, но после отдыха силы меня оставили. Спас дядя Вова. Он спустил мой рюкзак с горки к реке (мы, обходя кустарник, ушли с реки и забрались на горку) Потом накормил шоколадом и орехами. Сразу стало гораздо легче. Но идти далеко не пришлось.

Наши уже встали на обед. Кроме того, на подмогу выслали бегуна Виктора.

Организовали костер на сухом кустарнике, быстро согрели чай. Подкрепились. К тому времени подтянулись еще два человека. Осталось дождаться еще одного.

За ним пошли, а все остальные пока отдыхали.

А по льду пошла вода. Дальнейшее наше путешествие обещало быть интересным.

Спасательная операция завершилась удачно, последний член нашей команды был доставлен, накормлен. Все выдвинулись дальше.

На лыжах к Укоку

А дальше пришлось передвигаться по наледи. Я делала это ооочень осторожно и соответственно очень медленно.

Плавно лыжный переход сменился лыжно-водным. На наледи была вода.

Ледно-водные участки перемежались со снежными, по которым продвигаться было еще сложнее из-за страшенного подлипа. В итоге по воде ехалось даже проще.

И так мы плыли-ехали. День клонился к вечеру.

По карте никак не могли понять, сколько нам еще осталось и успеем ли мы сегодня выбраться на джазаторскую дорогу.

После очередного короткого перекура впереди вдруг увидели идущего к нам навстречу Диму.

Всё, приехали на сегодня, сообщил он. На пригорке — домик, там решили ночевать.

На лыжах к Укоку

Вперед к автобусу отправились дядя Вова и Витя, чтобы предупредить поджидавших нас в точке Х людей, что всё в порядке и за нами нужно приехать на следующий день в 12. Дядя Вова наказал нам выдвигаться рано, пока не пошла вода.

День восьмой.

Пока просыпались, кто-то уже сбегал к реке и сообщил, что по льду идет вода. Ну что ж опять поплывем.

На лыжах к Укоку

Сегодня всё было гораздо "мокрее". Вот она весна. Течет ручей, бежит ручей.

Мы плыли и всё гадали, где же мы и скоро ли до Джазатора.
Было страшновато, когда под ногами хрустел лёд. Хотелось, чтобы мокрыми были только ноги.

Долина реки становилась всё уже и уже.

На лыжах к Укоку

Вскоре наледи сменили снег и камни. Сегодня подлипа не было, поэтому на этом участке дело пошло быстрее и гораздо веселее. Но хорошая жизнь длилась не долго)))

Доехали мы до каменистого берега. Снимаем лыжи, и они опять едут за нами на привязи.

По камням с лыжами было не просто. Несколько десятков метров и я вымоталась. Хорошо, со вчерашнего обеда осталось 4 дольки шоколада.

На лыжах к Укоку

Допрыгали до места, где река уходила в узкое ущелье с отвесными стенами. Дальше прыгать ой как не хотелось.
Мы шли вдвоем. Увидев неплохое местечко, чтобы выбраться из ущелья, решили уходить верхом.

По травянистому склону постепенно поднялись вверх. Чем выше поднимались, тем страшнее становилось. Лыжи периодически цеплялись за камни и опасно дергали сзади за рюкзак.
На лыжах к Укоку

Выбрались. Но вместо плато, оказались на гриве. С одной стороны где-то внизу река, а с другой   —  лесистый склон.
Я спустила лыжи в сторону леса. Если вдруг потянут и не удержусь, падать не очень высоко, какое-нибудь дерево да остановит.
Идти по гриве было боязно. А по реке то, вроде, опять снег, можно было бы спокойно ехать на лыжах.

Дорожка на гребне оборвалась. Стали спускаться в лес.

На лыжах к Укоку

Я, видимо, подустала, то, что лыжи постоянно цепляются за пеньки и деревья, ужасно раздражало.

Но спускаться по лесу оставалось совсем недолго. Наконец, мы вышли на простор. Увидели автомобильную дорогу, по которой кое-кто из нашей группы шли из шижины — нашего последнего места ночевки. На дорогу подниматься мы не стали. Пошли по травке параллельно дороге.

Здесь основным препятствием были коровьи лепешки.  Приходилось маневрировать между этими минами. За разговорами о жизни не успели оглянуться, как впереди на склоне увидели фигурки наших.

Вот мы и выбрались.
На лыжах к Укоку

Автобуса не было. Пообедали, всё время думая и гадая, почему нас никто не встречает.

После обеда сходили в одну сторону по дороге, в другую. Автобуса не увидели.

Зато в летнике неподалеку мальчишки обнаружили рюкзаки наших вчерашних "засланцев".  Передислоцировались туда и стали ждать.

Приготовили ужин.

Кто-то коротал время у костра, а мы сидели в аиле и в кромешной темноте распевали песни.

Ждать решили до 23, а потом спать.

Но ночевать здесь не пришлось. За нами всё же пришел автобус, а в нем Укокская группа и наши дядя Вова и Витя.

Радостный момент встречи, погрузка в автобус и веселый переезд до Барнаула.

Вот такая поездка получилась к Жумалиским радоновым источникам.