Побывать на удивительном и загадочном
Укоке — мечта, которую не удавалось реализовать целый год.
В прошлом году в октябре месяце была предпринята попытка, но далее Джумалинских радоновых источников мы не продвинулись. Перевал Теплый ключ был переметен и недоступен даже для Газ 66.
И вот свершилось. Экспедиция в составе 7 человек на двух машинах: уазик фермер и делика отправляется в путь.
День 1. Барнаул — Чаган-Узун Переезд по Чуйскому тракту. Отрезок до Усть-Семы — толпы народа, снующие машины.
Останавливаемся на каждом придорожном рынке. В нашей группе присутствуют "новички", которые только открывают для себя Горный Алтай. Им интересно прогуляться по торговым рядам и найти какой-нибудь симпатичный сувенирчик на память об Алтае.
За Усть-Семой дорога становится пустыннее, пейзажи интереснее.
Открываю новое для себя местечко на Чуйском тракте — старый Чике-Таман. C него хорошо видна новая дорога через перевал.
В кромешной тьме доезжаем до с. Чаган-Узун. Время подходит к 12, надо бы где-то вставать с ночевкой.
Бывалые люди в нашей команде помнят отличное местечко за селом на реке с одноименным названием. Пейзаж там, говорят, как в африканской саванне.
Но искать место для лагеря ночью — занятие, которое частенько приводит к совсем неожиданным результатам. Покружив немного, мы встаем, где пришлось.
Ни деревьев, ни воды. Утром найдем и то и другое.
А пока спааать.
День 2. Кош-Агач — река Джазатор Утром обнаружили себя в интересном месте. Вокруг каменистая пустыня, не видно никаких признаков какой бы то ни было растительности, зато в метрах ста от лагеря — очень загадочный объект. А на вратах его табличка, надпись на которой гласит биотермическая яма, а в скобочках скотомогильник.
Отличненькое местечко для ночлега)))
Завтракать здесь не стали, уж лучше потерпеть до
Кош-Агача.
При свете дня быстренько разобрались, где речка. Не доехали до нее совсем немного. Чуть-чуть поблукали в поисках моста, но все же его отыскали.
Возвращаться в Чаган-Узун теперь смысла не было. Будем выбираться на Чуйский тракт в Ортолыке.
Переезжаем мост и начинаем потихоньку забираться вверх. Дорога нормальная, местами встречаются большие промоины. Вскоре выезжаем на огромное плато. Мы на самом краю
Чуйской степи.
Впереди на многие сотни километров раскинулась каменистая пустыня, на ложе которой поблескивают озерца и речушки. Если присмотреться, то в голубой дымке можно различить населенные пункты Чуйской степи.
А справа от нас высятся горы Южно-Чуйского хребта. Красиво и необычно.
Выбираемся на дорогу Старый Бельтир — Ортолык, а из Ортолыка снова на Чуйский тракт.
В Кош-Агаче все по знакомой схеме: в погранзаставу за пропусками, кафе и пробежка по магазинам, заправка. Наконец-то отчаливаем.
Доезжаем до развилки Джазатор / Калгуты. Здесь надо решить, где будем заезжать на Укок: через перевал Теплый ключ (тогда нам налево, в сторону Калгуты) либо через перевал Богомуюз (тогда нам пока прямо, в сторону
Джазатора).
После недолгих споров выбираем Богомуюз. Покатили по долине р. Джазатор.
Сентябрь в этих местах — нечто сказочное. Такие яркие сочные краски.
Дорогу, которая ведет на Богомуюз, вы заметите издалека. Вот как она выглядит.
Но сначала вам придется преодолеть брод через Джазатор. Сворот на брод находится примерно после 17 км знака (со стороны Джазатора). Брод в малую воду преодолевается без труда на любом внедорожнике.
Богомуюз сегодня решили не штурмовать. Дело шло к вечеру, а удобных стоянок до перевала больше не предвидится. Поэтому лагерь разбили на берегу Джазатора, немного отъехав от брода.
День 3. Перевал Богомуюз —
плато Укок —
перевал Карсулу —
река Калгуты Сегодня нам предстояло покорить Богомуюз. Покорить — конечно, слишком сказано. Перевал не представляет особых трудностей для обычного внедорожника в нормальном состоянии, особенно в сухую погоду.
Сначала взбираемся по дороге, которую вчера видели, подъезжая к броду. Здесь встречаются каменистые участки. Въезжаем в лес. Тут к камням добавляется грязь. Проезжаем вброд небольшую речушку - ручей.
Уаз проехал участок пути без проблем. А вот у делики возникли некоторые сложности (но их можно списать исключительно на неудовлетворительное техническое состояние автомобиля). Делика цепляла почти каждый камень. Пассажирам пришлось выйти, чтобы облегчить машину. И забегая вперед, скажу, что пассажиры протопали пешком не только до Богомуюза, но и взобрались на перевал, а также спустились с него. Скорость передвижения была просто черепашьей, но все же в этот день форсировали не только Богомуюз, но и перевал Карсулу.
Перевал Карсулу вы проедите не заметив, его трудно даже перевалом назвать. Сразу с Карсулу спуск приводит к зимовью.
Отъехав немного, встали на ночевку на левом берегу р. Калгуты, напротив зимника на противоположном берегу. Замечательное местечко. Великолепный вид на снежные вершины Табын-Богдо-Ола, которые в это время года так красиво контрастируют с красноватыми склонами.
День 4. На плато Укок: Застава Аргамджи — река Аргамджи Утром обнаружили, что берега реки усыпаны эдельвейсами.
В гости пришла мышка. Покушала хлебушка, в благодарность укусила одного из "кормителей" за ногу и скрылась в норке.
Плато Укок. Долина реки Калгуты. Настоящее водное царство.
Мы продолжаем движение по левому краю этой водной страны.
Встречаем всадников. Ведут лошадей в Джазатор на продажу.
"Как дорога?"
"Дорога нормальная, будет болотистое местечко перед моим зимовьем. Можно объехать по склону холма. Но нужно осторожно, как бы машину не перевернуть".
Пожелал нам удачи, мол, давайте-давайте, хорошее дело сделаете. Что это значило, поняли немного позже.
Первым идет УАЗ. Вот, однако, то болотистое место.
УАЗ объезжает его по склону. Люди в Делике потом сказали, что маневр был опасным, крен настолько большим, что еще чуть-чуть и могли бы перевернуться. Сзади по болоту лезет Делика. Она не столь удачлива и зарюхивается.
Уазик возвращается, чтобы ее спасти и с этого момента начинается шестичасовая эпопея доставания машин из болота.
Придя на помощь Делике, уазик сам засаживается в болото. Приходится вызволять его при помощи Джека, лесенок и проч. прибамбасов.
Когда, наконец, он снова оказывается на более ли менее сухом месте, дело доходит до Делики. Пытаемся выдернуть ее помощи УАЗа, но она настолько плотно сидит, что в результате тросы все порваны, а репка с места не сдвинулась. На месте находим железный трос (не одни, видать, мы тут воевали с болотом), но и он не выдерживает нагрузки.
Так, теперь остается одно — применить и к Делике Джек и лесенки. Это не так-то просто. Цепляем Джек за колесо. Вскоре и Делика на свободе.
Ураа!!! Обе машины стоят на сухом. Но впереди еще одна болотина, видно, что кто-то уже пытался выложить камнями путь через нее. Но трясина их практически поглотила, придется сделать мосток понадежнее. Теперь понятно, о чем говорил тот казах.
Наконец-то вырвались из цепких грязных и мокрых лап болота, едем к заставе Аргамджи. Дорога к заставе уходит от долины Калгуты в соседние холмы. Здесь дорога сухая. Застава встретила нас удивительной двойной радугой и великолепными красками закатного неба. К сожалению, пока мы раскрывали рты и доставали фотоаппараты, осталась только одна разноцветная дуга.
У заставы вышел небольшой конфуз. Вместо того чтобы свернуть с накатанной колеи и проехав по сомнительному на вид мостику, направиться к заставе, мы поехали прямо в надежде, что колея все равно приведет нас к ней. За всеми нашими маневрами следили погранцы, и когда увидели, что мы нарушаем))) отправили вдогонку Газ66. Но мы во время во всем разобрались, и долго за нами гнаться не пришлось.
На заставе уже знакомая процедура. Выходит погранец, забирает документы, уходит. Какое-то время его ждем. Снова выходит. Отдает. Счастливого пути. Все, можно ехать дальше. На всякий случай, уточняем направление дальнейшего следования. По пограничным столбам нужно уходить направо.
День клонился к завершению. Планировали доехать до оз. Гусиного, но буквально в нескольких километрах уткнулись в речку Аргамджи. В сумерках брод почему-то показался очень страшным))) Вернулись немного назад и встали на уже знакомой Калгуты.
День 5. Плато Укок. Радиальный выход к ледникам Табын-Богдо-Ола.
Сегодня наша команда разделилась на 2 группы. Два самых заядлых рыбака отправились на оз. Гусиное, задавшись целью вечером накормить нас жареной рыбкой или на худой конец ушицей.
Остальные погрузились в Делику. Сегодня мы отправимся к ледникам Табын-Богдо-Ола.
Пришлось возвращаться немного назад. В пограничном заграждении вчера видели въезд, где когда-то, по всей видимости, были ворота. Хорошо различимая колея уводит через них вверх по склону холма. Наверху зимовье, миновв его, проезжаем еще пару сотен метров и колея теряется. Останавливаемся оглядеться. И вот тебе неприятность — отваливается рычаг раздатки.
Ну что ж, оставляем машину здесь и дальше тепаем пешком.
Оказывается, колея продолжается дальше. Дорога нормальная, можно значительно сократить себе путь.
Долина реки Аргамджи. Сначала река остается довольно далеко справа от нас (по ходу движения), но чем ближе к ледникам, тем уже становится долина. А чем ближе к воде, тем болотистее становиться местность.
Попадаем на заболоченный участок, приходится прыгать по кочкам, чтобы не замочить ноги. Это нам еще повезло, было довольно сухо, о чем свидетельствовали такыры.
Пересекаем реку и идем по ее левому берегу. Впереди каменные маренные валы. Забираемся наверх (высота — примерно 3023) . И вот мы в совсем ином мире. Здесь только камни, лед и снег. И тишина.
Кажется, что этот мир совсем необитаем. Ан, нет. Вспугнули куропатку, которая так стремительно исчезла в камнях, что даже толком рассмотреть ее не успели.
Перемахнули морену. Попали в другой цирк, где язык ледника спускался совсем низко, и можно было немного по нему прогуляться. И вот нам сюрприз. Там где снег сливается с небом, показалась цепочка горных козлов. Не спеша семенили они по каким-то своим делам. Последний малютка немного приотстал, так большой вернулся за ним и подпихнул его под мягкое место, чтоб тот поторапливался.
Немного прогулялись по краю леднику, по козлиной тропе.
Стали спускаться вниз, теперь только немного другим путем. В ручье обнаружили мелких водомерок. Жизнь есть везде, даже в таком, казалось бы, безжизненном ледово-каменном мире.
Возвращались по берегу реки. В конце немного заплутали. Но во время сориентировались и нашли машину. Выехали, когда сумерки начали сгущаться.
Кое-кому из нашей группы прогулки к ледникам оказалось мало. Мы решили пробежаться до ворот. Добежали до ворот и побежали уже в сторону лагеря по основной дороге, когда нам встретились погранцы, возвращавшиеся откуда-то на заставу Аргамджи. Остановились.
— Вы откуда?
— Да из лагеря, который вы проезжали.
— А что здесь делаете?
— Бегаем. Спортом занимаемся.
Мы почему-то решили, что заезжать на машине за пограничное ограждение нельзя, поэтому не стали говорить, откуда мы действительно идем.
Тут на склоне показалась Делика. Видимо, они тоже увидели погранцов, сначала выключили фары, затем застыли на месте. Так забавно это было наблюдать со стороны. Пограничники, наверное, также над нами посмеялись, если заметили замаскировавшуюся на холме Делику.
В лагере нас уже ждали рыбаки. Но в сегодняшнем меню не предвиделось ни ухи, ни жареной рыбы. Чего и следовало ожидать))))
Прошли сегодня около 20 км.
День 6. Перевал Теплый ключ —
радоновые источники — озеро Тархатинское
К сожалению, лимит времени, выделенного на Укок, подошел к концу. Нас ждет Тыва.
Заезжаем на заставу Аргамджи, отмечаемся. Впереди — перевал Теплый ключ.
Вдалеке показалась застава Теплый ключ, зачем-то поехали к ней. Но не доехали, дорога сменилась настоящими оврагами. Пришлось возвращаться. И кому только в голову пришла эта идея посетить заставу?
Несколько бродов через маленькие в это время года речушки и вот начинается подъем на перевал. Пассажиры покидают делику и идут пешком. Подъем на перевал я поделила условно на три части: подъем, пологий участок, подъем на седловину.
На седловине небольшое озеро и как полагается небольшой обо.
Спуск с перевала кому-то тоже пришлось преодолевать пешком, а совсем обессиленных Делика все же подбросила до радоновых источников. Причем пешие добрались до них всего лишь с десятиминутным отрывом.
Дорога через перевал, как некоторые сказали, хоть боком катись. Нормальный внедорожник проедет и не заметит (при условии отсутствия снега).
На источниках все домики были заняты, народу собралось много. В бассейне встретились с земляком из Барнаула, он регулярно приезжает сюда подлечиться. Как раз только что из Кош-Агача прибыла экспедиция из Кемерово. Тоже решили посетить Укок.
В основном же на источники приезжают местные. Не редко здесь встретишь тувинцев.
Наши планы пришлось срочно менять. Оставаться здесь на ночь не было смысла, столько народа. В баньки очередь, в душ очередь, в бассейне, слава богу, места свободные были. Поплавали немного в бассейне, побеседовали с кемеровчанами и двинули дальше.
В темноте добрались до Тархатинского озера. Оказалось что ночевка здесь платная (150 руб с машины). Место, честно говоря, не из лучших для ночевки. Деревьев нет, рядом с дорогой, ветрище задувает, еще и плату берут. Но местные сказали, что здесь есть рыба (рыбалка тоже платная). Наши рыбаки забросили пару раз удочки, но …
День 7. Долина реки Бугузун —
перевал Бугузун — озеро Ак-Холь
Знакомая дорога до Кош-Агача. Здесь обед, рынок, магазины, и продолжаем путь к перевалу Бугузун.
Новый для меня уголок Горного Алтая — долина реки Бугузун.
Пейзаж пустынный, листвиничные участки встречаются только по берегам рек. Проезжаем курганные могильники. Доезжаем до таблички Аржан Бугузун, направление указывает направо, эта дорога ведет к источнику, а на перевал нам налево.
Подъемом на перевал нас не удивишь, не такие брали. На перевале обо с типичными именно для Тывы разноцветными лентами — чалама или яндаа. Такие ленты видели в продаже у Буддийского храма в Кызыле. Вокруг обо разбросаны пустые бутылки из-под водки. Значит, и в Тыве следуют обычаю задабривания духов перевалов водкой.
Спустились с перевала, и вот мое первое знакомство с местным населением. Познакомились с пастухом сарлыков. По-русски, правда, он совсем ничего не понимал и на любой наш вопрос отвечал Кызыл-Хая-Мунгун-Тайга. Вот он, тувинский ковбой.
Кстати, заметила, что тувинские пастухи обходятся без лошадей, пасут пешком. Вообще всадников встретили, по-моему, всего один раз.
На ночевку становимся на озере Ак-Холь.
P.S. На границе с Тывой никаких пограничников и проч.
День 8. Озеро Хиндиктик-Холь —
Мугур-Аксы — перевал Когэ-Дава — ущелье реки Барлык
Сегодня наш путь пролегает мимо озера Хиндиктик-Холь. Дорога к озеру проходит через многочисленные броды, встречаются болотистые места.
Когда подъезжаешь к Хиндиктик-Холю нельзя оценить его истинных размеров, поскольку противположного берега не видно из-за большого острова.
Перевод названия связан, скорее всего, либо со словом хин — пупок либо хиндик — макушка. Получается озеро с макушкой или пупком, под которыми подразумевается тот самый остров. Жаль, что у нас не было с собой лодки, было бы интересно побывать на острове.
Интересное происшествие по дороге. Уже привыкли, что места в этом крае пустынные, населенных пунктуво пока не было, из людей встретили только тувинского ковбоя. Проезжали мимо нескольких юрт, но вокруг них не было никаких признаков жизни. И тут откуда не возьмись группа детей с ранцами и с ними девушка. Мы едем на Уазе. Дети машут нам руками. Притормаживаем. Они как нас увидели, сразу бросились прочь. Скорее всего, это были школьники, которые хотели доехать до Мугур-Аксы (с тув. расположенный в устье реки Мугур). Они перепутали наш УАЗ с местным и почему-то нас испугались.
Едем по долине реки Каргы. Степь да степь кругом, путь далек лежит. Слева от нас возвышаются отроги Хребта Цаган Шибэту (белый ….). А справа какие-то удивительные лиственничные дебри.
На склоне увидели огромную отару баранов.
Воспылали идеей купить барашка и сделать шашлык. Кое-как увидели пастуха, опять же он был без лошади.
Процедура покупки затянулась. Сначала долго и упорно объясняли пастуху, что нам нужно. Он по-русски не бельмеса. Потом он позвал то ли жену, то ли кого. Совещались, разбирались. В итоге он позвал нас к своей юрте, откуда вытащил уже готовую тушу барана. Это нас устроило.
Конечно же, мы не могли упустить шанс и побывать в юрте. Семья у тувинца большая: жена и четверо детей, младшему, наверное, около года. Сына мы не увидели, он где-то был в горах, кажется, пас скот.
Что первым делом замечаешь в юрте — яркие краски ковров, накидок, росписи шкафчиков. На видном месте висит диплом. Хозяева с гордостью рассказывают, что его получил сын за роспись кухонного шкафчика.
На кровати лежат музыкальные инструменты.
— Чьи? Кто играет?
— Сын, — с гордостью говорит отец.
Хозяйка угощает нас молоком. Мне пришлось все его выпить, остальные почему-то отказались.
Увидела, подвешенные к потолку какие-то круглые штуки с дырочками, чем-то напоминающие вкладки в мантоварку. Хозяин достал с одной такой дырявой тарелочки кусочек курта — твердый сыр, типичны для алтайской, казахской и оказывается тывинской кухни.
Попрощались мы с гостеприимными тувинцами, погрузились в машины и поехали.
Водитель Уаза — Ромашка — сначала молчал, а потом приказал открыть в машине окно. Сказал, что воняет от нас невообразимо, задохнуться можно.
Наконец-то доехали до первого на нашем пути тувинского поселка под названием Мугур-Аксы. Село как село. Достопримечательностью можно назвать необыкновенно длинный деревянный мост.
На выезде из села — заправка, пора пополнить запасы топлива. Но здесь только бензин. Делике пришлось возвращаться в село за топливом.
За селом памятник тарбагану, тобиш сурку. Священное животное, однако, в Тыве.
Подъезжаем к самой границе с Монголией. Отсюда видно монгольское озеро Уурэг-Нуур. Теперь наш путь будет пролегать вдоль границы.
Впервые встретилась погранзастава, расположена поодаль от дороги. У самой дороге только будочка, но она сегодня пустует, поэтому проезжаем без прохождения каких-либо пограничных формальностей.
Вскоре начинается подъем на перевал Когэ-Дава. Протяженность его около 9 км, 6 из которых крутой подъем. Таких перевалов я, по-моему, еще не видела.
Съехав с Когэ-Дава, вываливаемся в ущелье реки Барлык. Река пробивает свой путь через хребет Цаган Хибэту. Скалы в ущелье имеют красновато-розоватый оттенок. Красиво сочетаются с зелеными лиственницами и уже пожелтевшей травкой.
Удивительно, но именно здесь впервые встретились придорожные кафе — шайлаарак. Открыто было только одно под названием Чолдуг (с тув. счастливый).
Люблю пробовать национальную кухню. И тут я надеялась найти что-нибудь этакое, но в меню была тушеная картошка и бигус. Бигус я бы отнесла к национальному блюду, т.к. его предлагали в любой из встретившихся нам дальше кафешек.
Национальных блюд не попробовала, зато побывала в тувинском туалете, его особенность — отсутствие крыши.
Сытые, а значит счастливые, стояли мы на крыльце Шайлаарак Чолдуг и решали, где нам встать на ночевку. У нас еще было часа полтора светлого времени, можно было ехать дальше. Но местечко здесь было неплохое, а дальше кто знает, что будет.
День 9. Село Хандагайты —
село Дус-Даг — соляной карьер
Дорога довольно скучная для меня. Небольшие холмы, степная растительность, лиственничные участки. Кое-где вдалеке юрты.
Перед поселком Хандагайты у Уазика спустило колесо. Запаска оказалось не подходит. Хорошо, что в селе нашли шиномонтажку.
Пока ребята разбирались с колесом, экипаж Делики разъезжал по селу в поисках диз. топлива. На заправке найти его не реально, продают по домам.
Снова встретился интересный перевал. Виды с него открываются удивительно-замечательные. На вершине перевала лежал снег.
Следующий населенный пункт — Дус-Даг (соляная гора). Когда-то в этом поселке добывали соль. Теперь все закрыто.
В Дус-Даге дозаправились у самого главы сельской администрации. Немного порасспросили его о том, о сем. Я выучила пару тувинских слов.
Аки — здравствуйте.
Баерлых — до свидания.
Чатырдым — спасибо.
Заехали на соляной карьер, надо же посмотреть на достопримечательность Дус-Дага. Но ничего примечательного там не обнаружили, разве что сфотографировались с пограничными столбиками.
За Дус-Дагом находится погранзастава. Мы, побывав на Укоке, все хотели получить какое-нибудь разрешение от погранцов)), заехали к ним. Заодно хотели спросить, как добраться до карьера. Стояли какое-то время у ворот, ни одной живой души. Потом появился парнишка, нехотя объяснил нам и все, никаких пограничных формальностей.
Смеркалось, нужно уже было решать что-то с ночевкой. Тем более, сегодня на ужин намечался шашлычок из баранины, вымоченной в вине.
Дус-Даг нам как-то не понравился, глянули по карте, вроде бы, впереди поблизости должны быть речки.
И ехали мы долго и уже начали терять надежду, когда, о, чудо, выехали на мостик через какую-то речушку.
Переехали мост, свернули направо. Проехали юрту.
Ничего места всем хватит. Встали на каменном берегу, в метрах двухстах от воды.
Сообразили костерок, нажарили шашлыков. Красота. И ничего, что порой ветер со стороны юрты приносит не совсем приятные запахи, ерунда, что спать придется на камнях. Так уютно сидеть у костра под звездным небом, да еще и в хорошей компании.
День 10. Самагалтай —
Эрзин — озеро Тере-Холь
Место нашей ночевки.
План на сегодня добраться до озера Тере-Холь, прогуляться по барханам.
Опять скучная дорога. Бесконечная каменистая гамада.
Большой поселок по пути — Самагалтай. Перед каждым поселком — ступа будды. Можно увидеть, как возле ступ останавливаются машины, и тувинцы совершают следующий религиозный обряд: три раза обходят вокруг ступы, касаясь стенок рукой.
В Самагалтае нужно пополнить запасы топлива. Уаза накормили без проблем. Солярку для делики пришлось добывать. " С черного хода" через забор нам передали за определенную плату канистру и ведро.
От Самагалтая до Эрзина хорошая асфальтированная дорога. Наконец-то поедем без тряски.
Село Эрзин. Характерные для тувинских сел широченные улицы.
Местное население приветливо. Подружились вот с этим милым дедулечкой.
— Пионер!
— Всегда готов!
В Эрзине разузнали, как нам добраться до оз. Тере-Холь. Здесь типичная для Монголии картина: множество дорог, идущих паралельно друг другу и в итоге сходящиеся в одну.
Вдали озеро Тере-Холь, но сначала покатаемся по барханам.
А вот и пустыня.
Ночевка на берегу озера Тере-Холь.
День 11. Город Кызыл Сегодня днюем и ночуем в Кызыле. Разместились в гостинице Монгулек.
Двухместный номер с душем стоит 1000р. с человека. Номер не айс, конечно (еще и за такие деньги). Но видели и похуже. Отмылись немного и вперед ознакамливаться с городом.
Город как город. Стоит посетить набережную, где вы увидите, как рождается река Енисей, а также памятник Центр Азии.
Красива площадь у Музыкально-драматического театра.
Интересно было бы посетить музей, но к сожалению попали в Кызыл в понедельник — как раз нерабочий день в музее.
Конечно же, зашли в Буддийский храм.
Прогулялись по центральному городскому парку. Попадаешь в парк и ощущение, что перенесся в советские времена. Все там как-то по-советски.
Вечером пошли в ресторан, чтобы наконец-то испробовать блюда национальной кухни. Кое-как выяснили, где это можно сделать. Нам посоветовали два заведения. Одно где-то в районе Центра Азии, а другое возле парка и нашей гостиницы. Выбрали ресторанчик возле нашей гостиницы под названием "Алантос" (что в переводе с тувинцкого означает "лилия").
Из посетителей мы были одни. Официантка была сонной, атмосфера не очень приветливой. Я уж было начала расстраиваться, когда в меню, наконец-то, нашла незнакомые мне названия. Глаза загорелись, неужели попробую что-нибудь интересненькое.
Расспросила у официантки про каждое блюдо. В итоге заказали нечто под названием тырткан и хоорганэът. Официантка пообещала, что первое блюдо — манты (ударение на последнем слоге) с мясом на молоке, а второе — жареное мясо с луком на молоке.
Мясо было вкусным, но никаким не особенным. К нему прилагалась картошка фри.
А вот тырткана я еще такого не видела. Принесли небольшую пиалу, свершу накрытую крышечкой из тонкого теста. Внутри лежала котлетка в молочном бульоне. Вкус очень необычный.
День 12. Ергаки Сегодня мы побываем в удивительном месте под названием Ергаки, что в переводе с тюркского означает пальцы.
Ергаки — горный хребет Западных Саян, жемчужина Красноярского края.
К сожалению, у нас был всего один день. Успели посмотреть только небольшой участочек у озера Светлого. Но увиденное побудило нас купить карту с тем, чтобы вернуться сюда с нова и познакомиться с этим замечательным уголком поближе.
По дороге к Светлому.
Озеро Светлое. Хорошо, что в это время здесь почти нет туристов. Хоть нам и сказали, в парке даже нельзя пользоваться моющими средствами, следов отдыхающие после себя оставили много((((
Время еще было. Сбегали на соседнюю горку, чтобы полюбоваться на озеро сверху.
Возвращаться на базу, где мы остановились, пришлось в темпе. На тропинке медвежьи следы. На базе нас уже попугали рассказами о медведах. Этот год у них кризисный — ягоды и шишки не уродились, вот и приходят мишки к людям чем-нибудь поживиться. Один даже проломил стенку на кухню, оставил след. Теперь местная достопримечательность, которую показывают всем гостям.
Пришли уже в сумерках. Нас ждал ужин и банька. Напарились, нанырялись в речку.
Жизнь прекрасна!!!
День 13. Село Шушинское — село Малая Сыя — пещера Архейка Село Шушинское знаменито своим музеем под открытым небом, а еще тем, что здесь когда-то жил в ссылке Ленин. Здесь вы сможете погрузится в атмосферу села начала 20 века. Вот, что мы увидели и не только.
В доме зажиточного человека.
В торговой лавке.
В остроге.
Нагулявшись по музею, покинули Шушенское. Следующая остановка — село под названием Малая Сыя. Там нас ждут пещеры.
В Малой Сые были вечером. Встали лагерем на реке Белый Июс.
А чего зря терять время, в пещеры можно и ночью. Да и правда, поехали для начала в Архейку, там можно без снаряги. Сели все в делику и поехали. Пещеру нашли не сразу. В темноте ориентация у некоторых сбилась.
У меня неожиданно сдох фонарик. Пришлось ходить в связке.
Полазили отлично. Пещера небольшая по протяженности, но много разных ходов. В некоторых так просто не пройдешь, приходится сначала понять, как голову засунуть, как руку, ногу повернуть. Камни острые, колючие. Завтра все ноги в синяках будут.
Довольные вернулись в лагерь. Часть команды пошли спать, утром планировалось посетить другие пещеры, вставать пришлось бы рано. А кое-кто остался у костра. Завтра уже домой, там и выспимся. А вот у костра когда еще посидишь, да еще и в Сые.
День 14. Домой.
Утром пещерный настрой куда-то испарился. Все, можно сказать, что наше путешествие подошло к концу. Держим путь домой.
Оставь свой комментарий